вторник, 5 декабря 2017 г.

Требования ФГОС к организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся

Тезисы доклада Чинёнова Дмитрия Владимировича, директора ГБОУ СОШ № 213 Фрунзенского района Санкт-Петербурга, на городском семинаре «Использование интернет-технологий в организации учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в контексте требований ФГОС», проходившем в ГБОУ СОШ № 213 Фрунзенского района Санкт-Петербурга 04.12.2017

1. Нормативно-правовая база ФГОС:
  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"
  • Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 № 1897 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"
  • Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 (ред. от 29.06.2017) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования"

2. Структура нормативно-правового акта о ФГОС:
  • Приказ
  • Приложение. Федеральный государственный образовательный стандарт
  • I. Общие положения
  • II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы
  • III. Требования к структуре основной образовательной программы
  • IV. Требования к условиям реализации основной образовательной программы

3. Раздел II. Требования к результатам освоения основной образовательной программы

– начального общего образования:
  • в части Б п. 12.8 предметные результаты по предмету "Технология" должны отражать «приобретение первоначальных знаний о правилах создания предметной и информационной среды и умений применять их для выполнения учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач»;

– основного общего образования:
  • в п. 8 стандарт относит к предметным результатам наряду с освоенными обучающимися в ходе изучения учебного предмета умениями, специфическими для данной предметной области, также «виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях»;
  • в п. 12 стандарт требует при итоговом оценивании результатов освоения обучающимися ООП ООО учитывать «сформированность умений выполнения проектной деятельности».

– среднего общего образования:
  • в п.6. стандарт относит к метапредметным результатам «владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности», а к предметным – «виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях»; далее стандарт конкретизирует: 
  • личностные результаты освоения ООП СОО «должны отражать навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности» (ч.7 п.7); 
  • метапредметные результаты освоения ООП СОО «должны отражать владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности» (ч.3 п.8); 
  • в п. 9 стандарт устанавливает требования в отношении предметных результатов по отдельным предметам или предметным областям: 
    • "История" (базовый уровень) – «владение навыками проектной деятельности» (п.9.4); 
    • "Экономика" (базовый уровень) – «сформированность навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров» (п.9.4); 
    • "Естественные науки" – изучение данной предметной области должно обеспечить «создание условий для развития навыков учебной, проектно-исследовательской, творческой деятельности» (п.9.6); 
    •  "Экология" (базовый уровень) – «сформированность способности к выполнению проектов экологически ориентированной социальной деятельности, связанных с экологической безопасностью окружающей среды, здоровьем людей и повышением их экологической культуры» (п.9.6); 
  • в п.11 стандарт вводит понятие индивидуальный проект, определяя его как «особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект)», и уточняет: 
    • «Индивидуальный проект выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)». 
    • «Результаты выполнения индивидуального проекта должны отражать: сформированность навыков коммуникативной, учебно-исследовательской деятельности, критического мышления; способность к инновационной, аналитической, творческой, интеллектуальной деятельности; сформированность навыков проектной деятельности, а также самостоятельного применения приобретенных знаний и способов действий при решении различных задач, используя знания одного или нескольких учебных предметов или предметных областей; способность постановки цели и формулирования гипотезы исследования, планирования работы, отбора и интерпретации необходимой информации, структурирования аргументации результатов исследования на основе собранных данных, презентации результатов. 
    • Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта: информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного».
Таким образом, при реализации основных образовательных программ в соответствии с ФГОС обучающийся должен приобрести навыки проектной и учебно-исследовательской деятельности, последовательно наращивая опыт решения соответствующих задач:
– на этапе начального общего образования:
  • в виде учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских задач на уроках по предмету "Технология" (ч. б п. 12.8);
– на этапе основного общего образования:
  • в виде учебных и социальных проектов с целью получения нового знания в рамках любого учебного предмета, его преобразования и применения (п. 8) при том, что сформированность умений выполнения проектной деятельности должна быть учтена при итоговом оценивании результатов ООП (п. 12);
– среднего общего образования:
  • в виде индивидуального проекта, выполняемого в течение одного или двух лет по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной), и представленного в итоге в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта (информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного, конструкторского, инженерного) (п. 11).


4. Раздел III. Требования к структуре основных образовательных программ

– начального общего образования:
  • требование к системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО: при оценке достижения планируемых результатов применять проекты наряду с другими формами (п. 19.9);
– основного общего образования:
  • требование к системе оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО: при оценке достижения планируемых результатов применять проекты наряду с другими формами (ч. 5 п. 18.1.3);
  • система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО должна включать описание организации и содержания оценки проектной деятельности обучающихся (наряду с ГИА, промежуточной аттестацией, итоговой оценкой по предметам, не выносимым на ГИА) (п. 18.1.3);
  • содержательный раздел ООП ООО «должен включать программу развития универсальных учебных действий, включающую формирование компетенций обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, учебно-исследовательской и проектной деятельности» (п. 14);
  • программа развития универсальных учебных действий при получении ООО должна быть направлена на «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы» (п. 18.2.1);
  • программа должна содержать планируемые результаты «формирования и развития компетентности обучающихся в области использования информационно-коммуникационных технологий, подготовки индивидуального проекта, выполняемого в процессе обучения в рамках одного предмета или на межпредметной основе» (ч. 7 п. 18.2.1);
– среднего общего образования:
  • система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП в целевом разделе ООП должна включать описание «организации, критериев оценки и форм представления и учета результатов оценки учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся» (ч. 3 п. 18.1.3);
  • система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП в целевом разделе ООП должна предусматривать использование разнообразных методов и форм, взаимно дополняющих друг друга, в т.ч. проекты (ч. 5 п. 18.1.3);
  • целевой раздел ООП СОО должен включать программу развития универсальных учебных действий при получении СОО, «включающую формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности» (п. 14);
  • программа развития универсальных учебных действий при получении среднего общего образования в содержательном разделе ООП СОО должна быть направлена в т.ч. на «формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования;
  • формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.
  • Программа должна обеспечивать: 
    • повышение эффективности усвоения обучающимися знаний и учебных действий, формирование научного типа мышления, компетентностей в предметных областях, учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности;
    • создание условий для интеграции урочных и внеурочных форм учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по подготовке и защите индивидуальных проектов;
    • формирование навыков участия в различных формах организации учебно-исследовательской и проектной деятельности (творческие конкурсы, научные общества, научно-практические конференции, олимпиады, национальные образовательные программы и другие формы), возможность получения практико-ориентированного результата;
    • практическую направленность проводимых исследований и индивидуальных проектов;
  • Программа должна содержать:
    • (1) цели и задачи, включая учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся как средства совершенствования их универсальных учебных действий; описание места Программы и ее роли в реализации требований Стандарта;
    • (4) описание особенностей учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
    • (5) описание основных направлений учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся;
    • (6) планируемые результаты учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
    • (7) описание условий, обеспечивающих развитие универсальных учебных действий у обучающихся, в том числе системы организационно-методического и ресурсного обеспечения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся» (п. 18.2.1);
  • В учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов) (п. 18.3.1).

Таким образом, структура и содержание основных образовательных программ в соответствии с ФГОС, как видим, определены целевыми особенностями каждого уровня общего образования:
– на этапе начального общего образования:
  • система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП НОО предполагает использование учебного проекта как одной из форм оценки (п. 19.9), при этом привязка к конкретному учебному предмету отсутствует;
– на этапе основного общего образования:
  • система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП ООО не только предполагает использование учебных проектов, но и включает оценку проектной деятельности обучающихся наряду с ГИА, промежуточной аттестацией, итоговой оценкой по предметам, не выносимым на ГИА (п. 18.1.3);
  • в программу развития универсальных учебных действий включено формирование компетенций обучающихся в области учебно-исследовательской и проектной деятельности, а именно навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и(или) социально значимой проблемы, т.е. подготовки индивидуального проекта (п. 18.2.1);
– среднего общего образования:
  • система оценки достижения планируемых результатов освоения ООП СОО должна включать описание организации, критериев оценки и форм представления и учета результатов оценки учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (п. 18.1.3);
  • в программу развития универсальных учебных действий включено формирование у обучающихся системных представлений и опыта применения методов, технологий и форм организации проектной и учебно-исследовательской деятельности для достижения практико-ориентированных результатов образования, а также формирование навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы (п. 18.2.1);
  • в учебном плане должно быть предусмотрено выполнение обучающимися индивидуального(ых) проекта(ов) (п. 18.3.1).

5. Раздел IV. Требования к условиям реализации основных образовательных программ


– на этапе начального общего образования:
  • в п. 22 стандарт констатирует долженствование создавать «условия, обеспечивающие возможность работы с одаренными детьми, организации интеллектуальных и творческих соревнований, научно-технического творчества и проектно-исследовательской деятельности»;
– на этапе основного общего образования:
  • условия реализации ООП ООО должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность, в т.ч. формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности» (п. 21);
  • материально-технические условия реализации ООП ООО должны обеспечивать, в т.ч. помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью (п. 24);
  • материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность, в т.ч., включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность,
  • а также размещения продуктов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде организации, осуществляющей образовательную деятельность,
  • и обеспечения доступа к множительной технике для тиражирования результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся (там же).
– среднего общего образования:
  • условия реализации ООП СОО должны обеспечивать для участников образовательных отношений возможность, в т.ч., выполнения индивидуального проекта всеми обучающимися в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом; а также развития у обучающихся опыта самостоятельной и творческой деятельности: образовательной, учебно-исследовательской и проектной, социальной, информационно-исследовательской, художественной и др. (п. 21);
  • кадровые условия реализации ООП включают требование в отношении педагогического работника – должны быть сформированы умения организовывать и сопровождать учебно-исследовательскую и проектную деятельность обучающихся, выполнение ими индивидуального проекта (п. 22);
  • финансовые условия реализации ООП должны обеспечивать реализацию обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений, включая выполнение индивидуальных проектов (п. 23);
  • материально-технические условия реализации ООП должны обеспечивать, в т.ч., помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью;
  • материально-техническое оснащение образовательной деятельности должно обеспечивать возможность, в т.ч., включения обучающихся в проектную и учебно-исследовательскую деятельность,
  • а также размещения продуктов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде организации, осуществляющей образовательную деятельность,
  • и обеспечения доступа к множительной технике для тиражирования результатов творческой, научно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся (п. 24).

Таким образом, условия реализации основных образовательных программ прирастают по мере увеличения в них значения учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся:
– на этапе начального общего образования:
  • стандарт ограничивается констатацией необходимости создания условий, обеспечивающих возможность организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся, не уточняя при этом их кадровый и материально-технический аспекты (п. 22);
– на этапе основного общего образования:
  • помимо декларации о необходимости создания условий (п. 21), аналогичной той, что мы видим в ООП НОО, прописаны требования к материально-технической стороне реализации данной части программы: помещения для занятий, материально-техническое оснащение занятий, размещение продуктов учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся в информационно-образовательной среде организации, доступ к множительной технике для тиражирования этих результатов (п. 24);
– среднего общего образования:
  • повторение декларации о необходимости создания условий (п. 21), материально-технических условий (п. 24) без изменений;
  • поставлены кадровые (п. 22) и финансовые (п. 23) условия для организации и сопровождения педагогическими работниками учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся и выполнения индивидуального проекта, включенного в учебный план.

В заключение, проектная и учебно-исследовательская деятельность в ходе реализации основных образовательных программ по ФГОС представлена в следующих формах:
– в соответствии с требованиями ФГОС НОО:
  • в виде учебно-познавательных и проектных художественно-конструкторских заданий, учебных проектов как одной из форм оценки по предмету;
– в соответствии с требованиями ФГОС ООО:
  • учебно-исследовательская и проектная деятельность как самостоятельный вид учебный деятельности в рамках изучения предметов, предполагающий итоговую оценку наряду с ГИА;
– в соответствии с требованиями ФГОС СОО:
  • подготовка и защита индивидуального проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы.

Принятые сокращения
ФГОС – федеральный государственный образовательный стандарт
ООМ – основная общеобразовательная программа
НОО – начальное общее образование
ООО – основное общее образование
СОО – среднее общее образование